Суббота, 20.04.2024, 07:50
МБДОУ детский сад № 5 "Родничок" г.Ворсма

 Семицветик

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Как вы оцениваете наш детский сад?
Всего ответов: 143
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    История появления и развития техники «Батик»

    Слово «батик» произошло от индонезийского ba – хлопчатобумажная ткань, tik – капля или точка, т. е. батик, обозначает «рисовать каплями на ткани». Это технология декоративной обработки ткани, раздел декоративно-прикладного искусства.

    Искусство украшения и росписи тканей пришло из глубины веков. Ι век до новой эры: в старинных книгах уже есть запись о том, каким удивительным образом раскрашивают одежду в Египте. Белое полотнище расчерчивают и пропитывают не красками, а поглощающими краски веществами (воск). Когда это сделано, на полотнище не видно рисунка, но затем полотнище погружают в котел с горячей краской и вынимают уже окрашенным.

    Родиной батика принято считать Индонезию. Яванским батиком восхищался весь мир. С помощью красок расписывалась традиционная одежда жителей Явы, Бали и других индонезийских островов. Это юбки, головные повязки, скатерти и просто куски ткани, повешенные на стене в качестве украшения. Изначально батик на Яве не был светским искусством. Традиционные яванские узоры полны символики и отражают в основном мифологические сюжеты.

    Орнаменты, также как и свои секреты и хитрости, мастера передавали из поколения в поколение. В XVΙΙΙ ритуальные и мифологические орнаменты разрешалось только членам приближенных семей и лицам, приближенным к правителю. Считалось, что символические узоры обладают магической силой и защищают их носителей от злых духов.

    В Китае и Японии мотивы росписи по шелку тоже носили более философский характер, чем светский. Японцы в художественной росписи находили каждому взятому образу философский смысл (сосна – долгая жизнь, бамбук – выносливость, терпение и т.д.). Для японцев большое значение имел сам ассоциативный ряд, символика, нежели мастерство художника.

    Самый сложный вид батика – горячий батик – это трудоемкий процесс, на роспись одного куска уходили недели, вымачивалась ткань, обрабатывалась особым образом. Затем в XII веке был изобретен маленький медный сосуд с тонким загнутым носиком, из которого вытекает расплавленный воск – это ускорило процесс изготовления.

    Техника (бандан) - узелковый батик - появилась в Индии. Отдельные участки ткани перевязывали, затем ткань окрашивали краской светлого тона. Потом ткань высушивали, развязывали узлы, и перевязывали другие участки ткани, уже окрашенные. Ткань снова окрашивалась, но уже в более темную краску. В результате на ткани получался двух- или трехцветный звездчатый или зигзагообразный узор.

    В Европу искусство украшать ткани завезли голландские купцы, которые ввели моду на расписные ткани. В XX веке интерес к Востоку привел к новой волне развития батика во всех его разновидностях. Под батиком подразумевали уже не только восковую технологию, но и узелковую, и жгутовую, и многоцветную художественную роспись.

    В России батик появился в двадцатые годы XX веке. Во времена НЭПа был значительный спрос на роскошные шелковые ткани с орнаментом в восточном стиле. В технике батика стали расписывать ткани для кафе, концертных залов и театральных сцен.

    Сейчас батик популярен как никогда раньше. А некоторые несложные виды батика доступны неподготовленным мастерам и детям 6-7 летнего возраста.

    Т.И. Казанцева

     

    Мастер – класс для воспитателей и родителей.

    Техника батика.

    План.

    1. Рассказ о древнем и вечно молодом искусстве росписи по ткани.

    2. Ознакомление с приемами батика.

    3. Наш вернисаж (знакомство с детскими работами и работами педагогов, изготовленными в технике батика).

    Рекомендуемая литература:

    А. П. Аверьянова. «Мастерилка». Батик. Изд. дом «Карапуз», 2000 г.

    Ю. Давыдова. «Роспись по шелку». Изд. «Феникс», 2006 г.

    А. Жолобчук.  Подарки из батика. Москва, 2006 г.

    И. Аллаярова . Симфония красок. Москва, 2006 г.

    Журнал «Валентина». Роспись по числу. № 1 – 1995 г. ОВА – «Пресс»

    1. Рассказ о древнем и вечно молодом искусстве росписи по ткани.

    Слово «батик» произошло от индонезийского ba – хлопчатобумажная ткань, tik – капля или точка, т. е. батик, обозначает «рисовать каплями на ткани». Это технология декоративной обработки ткани, раздел декоративно-прикладного искусства.

    Искусство украшения и росписи тканей пришло из глубины веков. Ι век до новой эры: в старинных книгах уже есть запись о том, каким удивительным образом раскрашивают одежду в Египте. Белое полотнище расчерчивают и пропитывают не красками, а поглощающими краски веществами (воск). Когда это сделано, на полотнище не видно рисунка, но затем полотнище погрущают в котел с горячей краской и вынимают уже окрашенным.

    Родиной батика принято считать Индонезию. Яванским батиком восхищался весь мир. С помощью красок расписывалась традиционная одежда жителей Явы, Бали и других индонезийских островов. Это юбки, головные повязки, скатерти и просто куски ткани, повешенные на стене в качестве украшения. Изначально батик на Яве не был светским искусством. Традиционные яванские узоры полны символики и отражают в основном мифологические сюжеты.

    Орнаменты, также как и свои секреты и хитрости, мастера передавали из поколения в поколение. В XVΙΙΙ ритуальные и мифологические орнаменты разрешалось только членам приближенных семей и лицам, приближенным к правителю. Считалось, что символические узоры обладают магической силой и защищают их носителей от злых духов.

    В Китае и Японии мотивы росписи по шелку тоже носили более философский характер, чем светский. Японцы в художественной росписи находили каждому взятому образу философский смысл (сосна – долгая жизнь, бамбук – выносливость, терпение и т.д.). Для японцев большое значение имел сам ассоциативный ряд, символика, нежели мастерство художника.

    Самый сложный вид батика – горячий батик – это трудоемкий процесс, на роспись одного куска уходили недели, вымачивалась ткань, обрабатывалась особым образом. Затем в XII веке был изобретен маленький медный сосуд с тонким загнутым носиком, из которого вытекает расплавленный воск – это ускорило процесс изготовления.

    Техника (бандан) - узелковый батик - появилась в Индии. Отдельные участки ткани перевязывали, затем ткань окрашивали краской светлого тона. Потом ткань высушивали, развязывали узлы, и перевязывали другие участки ткани, уже окрашенные. Ткань снова окрашивалась, но уже в более темную краску. В результате на ткани получался двух- или трехцветный звездчатый или зигзагообразный узор.

    В Европу искусство украшать ткани завезли голландские купцы, которые ввели моду на расписные ткани. В XX веке интерес к Востоку привел к новой волне развития батика во всех его разновидностях. Под батиком подразумевали уже не только восковую технологию, но и узелковую, и жгутовую, и многоцветную художественную роспись.

    В России батик появился в двадцатые годы XX веке. Во времена НЭПа был значительный спрос на роскошные шелковые ткани с орнаментом в восточном стиле. В технике батика стали расписывать ткани для кафе, концертных залов и театральных сцен.

    Сейчас батик популярен как никогда раньше. А некоторые несложные виды батика доступны неподготовленным мастерам и детям 6-7 летнего возраста.

    2. Ознакомление с приемами «батика».

    Существует несколько основных приемов, которые ис­пользуют художники в современном батике.

    1.  Техника свободной росписи.

    Техника свободной росписи на ткани очень сходна с рабо­той акварельными красками по мокрой бумаге.

    1-й этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани (в соответствии с рисунком) с растяжка­ми цвета от светлого к темному и от теплого к холодному.

    2-й этап: нанесение изображения по чуть влажной под­кладке тёмным цветом крупными мазками.

    3-й этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мел­кими мазками.

    4-й этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые подули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревь­ев, кустарников и т. п.

    2.  Техника монотипии по ткани.

    1-й этап: нанесение краски на сухую поверхность ткани поролоновой губкой в произвольном порядке.

    2-й этап: когда ткань немного под­сохнет, снять ее с рамы и заложить на ней несколько больших и малых складок в различных направлениях и прогладить утюгом, так повторить несколько раз до получения нужного эффекта.

    3-й этап: разгладить ткань оконча­тельно. При глажении влажной ткани в складках получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя интересный фактурный рису­нок.

    4-й этап: сверху тушью дополнитель­но можно отпечатать любую фактуру, например, лист дерева.

    3. Техника росписи с помощью прозрачного контура

    1-й этап: на сухую поверхность белой ткани нанести рисунок с помощью контура.

    2-й этап: когда контур просохнет, широким флейцем прописать ткань, давая каждому цвету втекать в другой до образования множества оттенков.

    4. Техника росписи с помо­щью цветных контуров  (по цветному фону)

    1-й этап: нанесение краски по влаж­ной ткани большими заливками.

    2-й этап: рисование по высохшей тка­ни цветными контурами silk и textill.

    3-й этап: сделать дополнительные за­ливки темных и ярких пятен внутри цветных контуров для обогащения цветовой, палитры.

    5. Техника трафаретной росписи.

    1-й этап: прописать фон в технике свободной росписи яр­кими и светлыми тонами.

    2-й этап: на высохшую поверхность ткани наложить шаб­лон, вырезанный из бумаги или картона (можно также ис­пользовать кусок тюли, кружева или других подобных мате­риалов). Отверстия шаблона покрыть краской textill marabu с солью (верхний красочный слой при этом не смешивает­ся с нижним).

    6. Техника травления с использованием соли.

    1-й этап: на влажную ткань наносится изображение в тех­нике свободней росписи краской.

    2-й этап: по слегка влажной ткани посыпается соль там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной факту­рой (при высыхании получаются удивительные эффекты).

    7. Узелковая техника.

    1-й этап: свободная роспись по фону.

    2-й этап: высушенную ткань снимают с рамы и нитками, согласно рисунку, завязывают несколько узлов на ткани.

    3-й этап: весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками ещё раз (плотность перекручивания и завязывания сущест­венно влияет на будущий рисунок).

    4-й этап: перевязанную ткань опускают в емкость с краской silk.

    5-й этап: осторожно вынимают ткань из раствора.

    6-й этап: развязывают нити и высушивают.

    8. Техника росписи в несколько слоев.

    1-й этап: свободная роспись ткани яркими и светлыми цве­тами.

    2-й этап: нанесение контуром рисунка.

    3-й этап: прописывание отдельных мест темными или кон­трастными фону цветами для усложнения цветовой палитры.

    4-й этап: нанесение нового контура для проработки дета­лей рисунка.

    9. Техника витража.

    1-й этап: нанести черный, золотой или серебряный контур на белую ткань согласно рисунку.

    2-й этап: после высушивания контура залить изображение различными цветными пятнами (контур будет отделять цвет от цвета, не давая смешиваться краскам).

     

    Технология «Батика» для детей.

    Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.

    Нужно помнить, что кусочек ткани, на котором работает ребенок, должен быть выстиран, хорошо отглажен, натянут и закреплен на рабочем месте. Рекомендуется подложить под ткань бумагу или газету, которые впитывают лишнюю краску. Перед началом работы необходимо сделать эскиз будущего рисунка, подложить его под ткань и обвести по контуру клеем ПВА. Отдельные элементы рисунка закрасьте необходимым цветом.

    К формам, отпечатанным на ткани, тонкой кисточкой можно пририсовать детали: хвостики, усики, глазки, лучики, прожилки. Фон закрашивается при помощи специального тампона — деревянной палочки с поролоновой или тканевой «головкой», закрепленной проволокой или прочной нитью.

    Готовый рисунок необходимо прогладить горячим утюгом через газету или тонкую бумагу. Теперь его можно поместить в рамку и повесить на стену.

    Рисовать можно акварелью, гуашью или тушью.

    Способы работы с детьми в технике «Батик»

    1.  Печатаем листьями на ткани

    • Собрать листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных растений листочки, которые начинают вянуть (их можно долго хранить в холодильнике в целлофановом пакете).
    • Необходимо придумать композицию (составление эскиза).
    •  Намазать листик со стороны прожилок гуашью, затем прижать его в нужном месте на ткани.
    • Осторожно снять листик, взяв за ножку.
    • Фон вокруг изображений (рыбки, деревья и т.п.) закрасить тампоном. Постепенно разбавить водой тушь или гуашь до нужного оттенка (необходимо попробовать сначала на бумаге) и покрывать свободную площадь рисунка.
    • Дорисовать кисточкой мелкие детали.
    • Можно использовать штампы для выразительности изображения или красочности.

    2. Печатаем по трафарету

    • Нарисовать на листке плотной бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно использовать готовые фабричные.
    • Налить в форму немного гуаши нужного цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если краска ложится ровно, то можно начинать печатать рисунок уже на ткани через трафарет. Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были четкими и краска не размазывалась за пределы трафарета.
    • Затем прорисовать мелкие детали трафаретного изображения кисточкой.
    • Таким способом можно обновить старую салфетку, украсить карман на фартуке, сделать воротник, пояс и т.д.

    3. Печатаем штампами

    • Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса…
    • Долговечные штампы из бутылочной пробки, ластика (конечно, взрослыми).
    • Есть фабричные штампы – фломастеры с готовым рисунком.
    • Узорами, сделанными штампами, можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и повязки. С их помощью можно создавать различные узоры и несложные композиции: фантастический лес, жизнь подводного царства, космический мир. Для таких изделий лучше использовать специальные краски для батика.
    1. «Набрызг»
    • Составить на листе бумаги композицию из различных плоских изображений (листья, цветы, геометрические фигуры и т.п.).
    • Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в нее щетку. Держа щетку над листом бумаги, проведем по ней расческой или теркой.
    • Дать краске высохнуть. Затем снять трафареты.
    • Дорисовать кисточкой мелкие детали.

    5. «Узелковый» батик

    • Этот вид батика применяется в основном для изображения цветов, круглых форм.
    • На кусочке ткани сформировать пальцами «узелок» и туго перевязать крепкой ниткой или проволочкой.
    • Его складки тщательно прокрасить краской или тушью того цвета, который выбрал ребенок. Это — серединка будущего цветка.
    • Затем узелок завязать в другом месте и покрыть другим цветом. И так в зависимости от того, сколько цветов вы хотите увидеть в своем букете.
    • Серединка каждого цветового пятна помечается более темной точкой — для оживления рисунка.
    • Тонкой кисточкой прорисовать стебельки, при помощи трафаретов напечатать листья, тампоном нанести фон.
    • Необходимо  прогладить композицию  через газету.

    6. Рисуем на ткани красками и клеем ПВА

    • Придумать композицию и нарисовать ее на бумаге.
    • Положить рисунок на клеенку, на него ткань и закрепить.
    • Обвести рисунок по контуру клеем ПВА. Чтобы  контур был ровным, в бутылочку с клеем вставить пустой стержень от авторучки или трубочку от коктейля.
    • Фон закрасить тампоном, не заходя за контур изображений.
    • Мелкие детали закрасить кисточкой.

     

    Нетрадиционные способы рисования

    1. Хорошо использовать «пальцевую живопись» – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец набирает определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание красок, накладывание их друг на друга.
    2. Использование монотипии – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек линолеума, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Дети должны увидеть, что-то знакомое и дать этому название, добавить детали для точного видения этого предмета или явления.
    3. Разновидность монотипии – лист бумаги складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, потом складывается, и изображение как бы получается зеркальным. Использовать можно при рисовании деревьев, цветов, бабочек,  платьев и др.
    4. Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» – он и есть, и его и не видно. Потом на лист бумаги наносится тушь, цветные чернила, гуашь – и рисунок свечой проступает на цветном фоне. Это использую при рисовании  зимних пейзажей, дождя, ветра, снежных бурь и др.
    5. Рисовать можно на мокрой бумаге (по сырому фону). Сначала лист бумаги смачивается водой (можно с добавлением цветной гуаши), а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно дорисовать детали берем сухие акварельные краски, или нужно подождать пока высохнет. Хорошо использовать этот метод для рисования поздней осени, дождливой погоды, рассвета.
    6. Интересно рисовать краской прямо из тюбика, но необходимо научит ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостатки – краска может осыпаться, необходимо аккуратно хранить работу. Если размывать краски, то выпуклость уходит, но зато можно дать разные оттенки и получить новый способ рисования.
    7. Можно использовать щетки разного размера – ими можно разбрызгивать краску, используя трафареты. Этот способ рисования очень удобен для оформления групп к празднику, оформления выставок и родительских уголков вместе с детьми.
    8. «Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист  бумаги, растекающейся краской создать изображение. Или воспользоваться трубочкой для коктейля и раздуть изображение в нужную сторону.
    9. «Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, точки могут быть разного размера. Также можно использовать рисунок только из линий.
    10. Наносить рисунок на предварительно скомканную бумагу и сжатую. Хорошо использовать этот метод для рисования горных ландшафтов, зимних пейзажей.
    11. На лист бумаги предварительно наносится жирный слой свечой, просто ладошкой, мылом и др., а сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
    12. На белый лист сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.
    13. Нанести густой краской рисунок  на бумагу, подождать пока высохнет и опустить на 1-2 секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получится расплывчатый: дождь, туман и т.д.
    14. На чистый лист бумаги наносится рисунок канцелярским клеем  (на колпачке вырезается тонкая дырочка) так, чтобы «рисунок» был выпуклым. Подождать пока клей высохнет и тогда наносится краска, причем краска должна быть жидкая, чтобы свободно растекалась в пределах контура.
    1. «Граттаж» – наносится на бумагу слой воска (свечой), затем обезжиривается тальком или мелом, потом покрывается черной тушью или гуашью. После высыхания рисунок выцарапывается тоненькой палочкой или старым стержнем от шариковой ручки.