Суббота, 20.04.2024, 07:50 |
МБДОУ детский сад № 5 "Родничок" г.Ворсма |
Приветствую Вас Гость | RSS | Регистрация | Вход |
Семицветик |
|
История появления и развития техники «Батик» Слово «батик» произошло от индонезийского ba – хлопчатобумажная ткань, tik – капля или точка, т. е. батик, обозначает «рисовать каплями на ткани». Это технология декоративной обработки ткани, раздел декоративно-прикладного искусства. Искусство украшения и росписи тканей пришло из глубины веков. Ι век до новой эры: в старинных книгах уже есть запись о том, каким удивительным образом раскрашивают одежду в Египте. Белое полотнище расчерчивают и пропитывают не красками, а поглощающими краски веществами (воск). Когда это сделано, на полотнище не видно рисунка, но затем полотнище погружают в котел с горячей краской и вынимают уже окрашенным. Родиной батика принято считать Индонезию. Яванским батиком восхищался весь мир. С помощью красок расписывалась традиционная одежда жителей Явы, Бали и других индонезийских островов. Это юбки, головные повязки, скатерти и просто куски ткани, повешенные на стене в качестве украшения. Изначально батик на Яве не был светским искусством. Традиционные яванские узоры полны символики и отражают в основном мифологические сюжеты. Орнаменты, также как и свои секреты и хитрости, мастера передавали из поколения в поколение. В XVΙΙΙ ритуальные и мифологические орнаменты разрешалось только членам приближенных семей и лицам, приближенным к правителю. Считалось, что символические узоры обладают магической силой и защищают их носителей от злых духов. В Китае и Японии мотивы росписи по шелку тоже носили более философский характер, чем светский. Японцы в художественной росписи находили каждому взятому образу философский смысл (сосна – долгая жизнь, бамбук – выносливость, терпение и т.д.). Для японцев большое значение имел сам ассоциативный ряд, символика, нежели мастерство художника. Самый сложный вид батика – горячий батик – это трудоемкий процесс, на роспись одного куска уходили недели, вымачивалась ткань, обрабатывалась особым образом. Затем в XII веке был изобретен маленький медный сосуд с тонким загнутым носиком, из которого вытекает расплавленный воск – это ускорило процесс изготовления. Техника (бандан) - узелковый батик - появилась в Индии. Отдельные участки ткани перевязывали, затем ткань окрашивали краской светлого тона. Потом ткань высушивали, развязывали узлы, и перевязывали другие участки ткани, уже окрашенные. Ткань снова окрашивалась, но уже в более темную краску. В результате на ткани получался двух- или трехцветный звездчатый или зигзагообразный узор. В Европу искусство украшать ткани завезли голландские купцы, которые ввели моду на расписные ткани. В XX веке интерес к Востоку привел к новой волне развития батика во всех его разновидностях. Под батиком подразумевали уже не только восковую технологию, но и узелковую, и жгутовую, и многоцветную художественную роспись. В России батик появился в двадцатые годы XX веке. Во времена НЭПа был значительный спрос на роскошные шелковые ткани с орнаментом в восточном стиле. В технике батика стали расписывать ткани для кафе, концертных залов и театральных сцен. Сейчас батик популярен как никогда раньше. А некоторые несложные виды батика доступны неподготовленным мастерам и детям 6-7 летнего возраста. Т.И. Казанцева
Мастер – класс для воспитателей и родителей. Техника батика. План. 1. Рассказ о древнем и вечно молодом искусстве росписи по ткани. 2. Ознакомление с приемами батика. 3. Наш вернисаж (знакомство с детскими работами и работами педагогов, изготовленными в технике батика). Рекомендуемая литература: А. П. Аверьянова. «Мастерилка». Батик. Изд. дом «Карапуз», 2000 г. Ю. Давыдова. «Роспись по шелку». Изд. «Феникс», 2006 г. А. Жолобчук. Подарки из батика. Москва, 2006 г. И. Аллаярова . Симфония красок. Москва, 2006 г. Журнал «Валентина». Роспись по числу. № 1 – 1995 г. ОВА – «Пресс» 1. Рассказ о древнем и вечно молодом искусстве росписи по ткани. Слово «батик» произошло от индонезийского ba – хлопчатобумажная ткань, tik – капля или точка, т. е. батик, обозначает «рисовать каплями на ткани». Это технология декоративной обработки ткани, раздел декоративно-прикладного искусства. Искусство украшения и росписи тканей пришло из глубины веков. Ι век до новой эры: в старинных книгах уже есть запись о том, каким удивительным образом раскрашивают одежду в Египте. Белое полотнище расчерчивают и пропитывают не красками, а поглощающими краски веществами (воск). Когда это сделано, на полотнище не видно рисунка, но затем полотнище погрущают в котел с горячей краской и вынимают уже окрашенным. Родиной батика принято считать Индонезию. Яванским батиком восхищался весь мир. С помощью красок расписывалась традиционная одежда жителей Явы, Бали и других индонезийских островов. Это юбки, головные повязки, скатерти и просто куски ткани, повешенные на стене в качестве украшения. Изначально батик на Яве не был светским искусством. Традиционные яванские узоры полны символики и отражают в основном мифологические сюжеты. Орнаменты, также как и свои секреты и хитрости, мастера передавали из поколения в поколение. В XVΙΙΙ ритуальные и мифологические орнаменты разрешалось только членам приближенных семей и лицам, приближенным к правителю. Считалось, что символические узоры обладают магической силой и защищают их носителей от злых духов. В Китае и Японии мотивы росписи по шелку тоже носили более философский характер, чем светский. Японцы в художественной росписи находили каждому взятому образу философский смысл (сосна – долгая жизнь, бамбук – выносливость, терпение и т.д.). Для японцев большое значение имел сам ассоциативный ряд, символика, нежели мастерство художника. Самый сложный вид батика – горячий батик – это трудоемкий процесс, на роспись одного куска уходили недели, вымачивалась ткань, обрабатывалась особым образом. Затем в XII веке был изобретен маленький медный сосуд с тонким загнутым носиком, из которого вытекает расплавленный воск – это ускорило процесс изготовления. Техника (бандан) - узелковый батик - появилась в Индии. Отдельные участки ткани перевязывали, затем ткань окрашивали краской светлого тона. Потом ткань высушивали, развязывали узлы, и перевязывали другие участки ткани, уже окрашенные. Ткань снова окрашивалась, но уже в более темную краску. В результате на ткани получался двух- или трехцветный звездчатый или зигзагообразный узор. В Европу искусство украшать ткани завезли голландские купцы, которые ввели моду на расписные ткани. В XX веке интерес к Востоку привел к новой волне развития батика во всех его разновидностях. Под батиком подразумевали уже не только восковую технологию, но и узелковую, и жгутовую, и многоцветную художественную роспись. В России батик появился в двадцатые годы XX веке. Во времена НЭПа был значительный спрос на роскошные шелковые ткани с орнаментом в восточном стиле. В технике батика стали расписывать ткани для кафе, концертных залов и театральных сцен. Сейчас батик популярен как никогда раньше. А некоторые несложные виды батика доступны неподготовленным мастерам и детям 6-7 летнего возраста. 2. Ознакомление с приемами «батика». Существует несколько основных приемов, которые используют художники в современном батике. 1. Техника свободной росписи. Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по мокрой бумаге. 1-й этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани (в соответствии с рисунком) с растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному. 2-й этап: нанесение изображения по чуть влажной подкладке тёмным цветом крупными мазками. 3-й этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками. 4-й этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые подули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т. п. 2. Техника монотипии по ткани. 1-й этап: нанесение краски на сухую поверхность ткани поролоновой губкой в произвольном порядке. 2-й этап: когда ткань немного подсохнет, снять ее с рамы и заложить на ней несколько больших и малых складок в различных направлениях и прогладить утюгом, так повторить несколько раз до получения нужного эффекта. 3-й этап: разгладить ткань окончательно. При глажении влажной ткани в складках получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя интересный фактурный рисунок. 4-й этап: сверху тушью дополнительно можно отпечатать любую фактуру, например, лист дерева. 3. Техника росписи с помощью прозрачного контура1-й этап: на сухую поверхность белой ткани нанести рисунок с помощью контура. 2-й этап: когда контур просохнет, широким флейцем прописать ткань, давая каждому цвету втекать в другой до образования множества оттенков. 4. Техника росписи с помощью цветных контуров (по цветному фону) 1-й этап: нанесение краски по влажной ткани большими заливками. 2-й этап: рисование по высохшей ткани цветными контурами silk и textill. 3-й этап: сделать дополнительные заливки темных и ярких пятен внутри цветных контуров для обогащения цветовой, палитры. 5. Техника трафаретной росписи. 1-й этап: прописать фон в технике свободной росписи яркими и светлыми тонами. 2-й этап: на высохшую поверхность ткани наложить шаблон, вырезанный из бумаги или картона (можно также использовать кусок тюли, кружева или других подобных материалов). Отверстия шаблона покрыть краской textill marabu с солью (верхний красочный слой при этом не смешивается с нижним). 6. Техника травления с использованием соли. 1-й этап: на влажную ткань наносится изображение в технике свободней росписи краской. 2-й этап: по слегка влажной ткани посыпается соль там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой (при высыхании получаются удивительные эффекты). 7. Узелковая техника. 1-й этап: свободная роспись по фону. 2-й этап: высушенную ткань снимают с рамы и нитками, согласно рисунку, завязывают несколько узлов на ткани. 3-й этап: весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками ещё раз (плотность перекручивания и завязывания существенно влияет на будущий рисунок). 4-й этап: перевязанную ткань опускают в емкость с краской silk. 5-й этап: осторожно вынимают ткань из раствора. 6-й этап: развязывают нити и высушивают. 8. Техника росписи в несколько слоев. 1-й этап: свободная роспись ткани яркими и светлыми цветами. 2-й этап: нанесение контуром рисунка. 3-й этап: прописывание отдельных мест темными или контрастными фону цветами для усложнения цветовой палитры. 4-й этап: нанесение нового контура для проработки деталей рисунка. 9. Техника витража.1-й этап: нанести черный, золотой или серебряный контур на белую ткань согласно рисунку. 2-й этап: после высушивания контура залить изображение различными цветными пятнами (контур будет отделять цвет от цвета, не давая смешиваться краскам).
Технология «Батика» для детей. Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке. Нужно помнить, что кусочек ткани, на котором работает ребенок, должен быть выстиран, хорошо отглажен, натянут и закреплен на рабочем месте. Рекомендуется подложить под ткань бумагу или газету, которые впитывают лишнюю краску. Перед началом работы необходимо сделать эскиз будущего рисунка, подложить его под ткань и обвести по контуру клеем ПВА. Отдельные элементы рисунка закрасьте необходимым цветом. К формам, отпечатанным на ткани, тонкой кисточкой можно пририсовать детали: хвостики, усики, глазки, лучики, прожилки. Фон закрашивается при помощи специального тампона — деревянной палочки с поролоновой или тканевой «головкой», закрепленной проволокой или прочной нитью. Готовый рисунок необходимо прогладить горячим утюгом через газету или тонкую бумагу. Теперь его можно поместить в рамку и повесить на стену. Рисовать можно акварелью, гуашью или тушью. Способы работы с детьми в технике «Батик» 1. Печатаем листьями на ткани
2. Печатаем по трафарету
3. Печатаем штампами
5. «Узелковый» батик
6. Рисуем на ткани красками и клеем ПВА
Нетрадиционные способы рисования
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz |