Пятница, 29.03.2024, 00:46 |
МБДОУ детский сад № 5 "Родничок" г.Ворсма |
Приветствую Вас Гость | RSS | Регистрация | Вход |
Родителям будущего первоклассника |
|
Задачи воспитания, обучения и развития детей 5 – 7 лет
II. Обеспечение зарождения предпосылок психологической готовности к школьному обучению. 1. содействие всестороннему и целостному психическому, личностному развитию ребенка; 2. обеспечение интеллектуального развития: 2.1. содействие формированию системных знаний об окружающем мире: природе, обществе, предметах, о себе самом (установление элементарных связей и формирование на этой основе обобщенных представлений, способов действия в условиях наглядно-образного мышления); Детям шестого года жизни более доступны связи, наглядные, связанные с их опытом. Это временные связи, в основе которых определенная последовательность фактов (прошел дождь – появились лужи). К шести годам возможно усвоение связей, отражающих соподчиненную зависимость. Например, между функцией, назначением предмета и внешними особенностями; между условиями жизни живого объекта и внешними особенностями. Детям семи лет доступны и причинно-следственные связи. Например, влияние орудия труда на его эффективность. 2.2. содействие освоению способов познания: слушать, задавать вопросы, отвечать, экспериментировать, использовать знаки (схемы, модели, символы), сенсорные способы познания; Например, слушать, наблюдать, отвечать на вопросы, действовать по простейшим наглядным образцам – на шестом году жизни. К шести годам и на седьмом году: более самостоятельно и по собственной инициативе наблюдать, использовать разные сенсорные способы познания, задавать вопросы, действовать по наглядному образцу и словесной инструкции, экспериментировать, использовать знаки (схемы, модели, символы). 2.3. развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления: — сенсорное развитие ребенка (освоение перцептивных действий, сенсорных эталонов, действий соотнесения признаков конкретных предметов с сенсорными эталонами; сенсорных свойств предметов одного типа между собой); Применительно к детям седьмого года жизни более самостоятельное, осмысленное сенсорное обследование конкретных предметов из группы типичных. — побуждение детей к переносу усвоенных знаний, способов познания и действий в сходные ситуации, сходные условия; — развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, элементарное обобщение; 2.4. развитие символической функции, воображения, как фундамента развития основ теоретического мышления в начальной школе (В.В. Давыдов) в игре, изобразительной деятельности; У детей шестого года жизни – в основном в сюжетно-ролевой игре, в определенной степени в художественной деятельности. 2.5. развитие внимания, памяти; 2.6. развитие речи: монологической, диалогической, фонематического слуха; 2.7. содействие развитию любознательности, желания самому делать «открытия» (экспериментировать в поисках ответов - как основа развития познавательных интересов и потребностей в начальной школе); 3. обеспечение эмоционально-волевого развития: 3.1. содействие осознанному освоению детьми доступных правил поведения: среди людей (сверстников и взрослых), в природе, в мире предметов, во всех видах деятельности; 3.2. воспитание умения слушать и слышать взрослых, сверстников; 3.3. содействие развитию умения выполнять задание по зрительно-воспринимаемому образцу и на вербальном уровне (на шестом году жизни – поэтапно, на седьмом – на основе целостной инструкции); 3.4. содействие развитию самостоятельных и инициативных действий, как основы последующей самостоятельности в разных видах деятельности (на седьмом году жизни на уровне самодеятельности); 3.5. содействие развитию у ребенка субъектной позиции в специфических для дошкольника видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, самообслуживании, как разновидности трудовой деятельности. Ребенок семи лет как субъект деятельности действует на основе собственной мотивации, целеполагания; способен к элементарному планированию, выполнению комплекса действий, контролю их и получению результата. При этом условии он сможет развиваться как субъект учебной деятельности в начальной школе. Однако, это уровень детей седьмого года жизни. У детей 5-6 лет возможны предпосылки развития субъектности: · от принятия мотивации к зарождению собственных мотивов; · от принятия и удержания цели, к собственному целеполаганию; · от фрагментарного к более детальному планированию; · от фрагментарного до полного контроля действий; · от действия с опорой на помощь взрослого до самостоятельных; от позиции субъекта отдельных действий к становлению самодеятельности; · от направленности на результат, до относительно объективной его оценки в зависимости от способов действия 3.6. воспитание чувства удовлетворения от успешности деятельности, предотвращения ощущения беспомощности, побуждение к инициативному сотрудничеству со взрослым и сверстниками в преодолении трудностей при достижении результата; 3.7. развитие чувства уверенности в себе, открытости и доброжелательности, чувства безопасности, защищенности; 3.8. содействие постепенному становлению объективной самооценки; 4. обеспечение коммуникативного развития 4.1. содействие становлению коммуникативных навыков в разных видах деятельности; Для детей шестого года жизни особенно в ролевом и вне ролевом общении со сверстниками в условиях сюжетно-ролевых игр (выполнение ролей подчинения, соподчинения, лидерства). 4.2. развитие способности общаться со сверстниками в коллективных формах деятельности, учиться быть доброжелательным, согласовывать свои действия с другими, радоваться общему результату; В семь лет особое внимание коллективному планированию, коллективному взаимодействию в исполнительской части совместно – распределенной деятельности, и анализу результатов в зависимости от успешности коллективной соорганизации деятельности. 4.3. содействие становлению нравственно направленной личности, постепенному переходу от эгоцентризма к эмоциональной децентрации, а затем, интеллектуальной, то есть пониманию, что есть интересы, права и мнения других людей, которые надо учитывать в процессе взаимодействия с ними; Развитие эмпатии, основ эмоциональной децентрации - у детей шестого жизни, а у детей седьмого года жизни - эмоциональной и интеллектуальной. 5. обеспечение мотивационной готовности (создание условий для появления предпосылок внутренней позиции школьника): 5.1. воспитание интереса к окружающему миру, желания осмыслить заинтересовавшее его событие, явления, а затем отразить, смоделировать их в своей деятельности (игре, в художественной деятельности и т.д.) – в шесть лет. Это основы появления социальных мотивов (желание пойти в школу, заниматься более значимой социально признаваемой деятельностью) – в семь лет. Однако потребность в игре, как доступном способе познания и участия в жизни взрослых, постепенно исчезает к концу дошкольного возраста. Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность. Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка. На этапе подготовки: - избегайте чрезмерных требований к ребенку; - предоставляйте право на ошибку; - не думайте за ребёнка; - не перегружайте ребёнка; - не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр); - устраивайте ребенку маленькие праздники. Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей 1)Организуйте распорядок дня: стабильный режим дня; сбалансированное питание полноценный сон; прогулки на воздухе. 2)Формируйте у ребенка умения общаться: обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать. 3)Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу. 4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка: во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат); выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках; используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение. составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки; можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л». знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву; научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету; научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать) научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Внимание! Ребенок 6-7 лет не может работать долго, 15-20 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 15-20 минут. 5) Тренируйте руку ребенка: развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика). Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены. копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой. Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений. Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.
Счастливого пути по дорогам знаний! Эмоциональная поддержка первоклассника. 1. Ни в коем случае никогда не следует сравнивать его посредственные результаты с эталоном ( требованием школьной программы), с достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми (вспомните своё детство). 2. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Успех оценивайте искренне и без иронии. 3. Найдите такой вид деятельности, где он будет успешен (спорт, рисование, конструирование, домашние дела), ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что – то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному. 4. Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Показывайте ребёнку, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему. Готовы ли Вы отдать своего ребенка в
школу? Тест для родителей
Цели: изучения мнения родителей о готовности ребенка к
школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.
Уважаемые
родители! Отметьте свои ответы. Если согласны с утверждением,
поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
Обработка
результатов Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом
столбце и какова общая сумма.
До 4 баллов — у вас есть все основания оптимистично
ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни
ребенка. 6—10 баллов — лучше подготовиться к возможным
трудностям заранее. 10 и более баллов — было бы неплохо посоветоваться с
детским психологом. другие анкеты для родителей... | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz |