Среда, 05.08.2020, 16:08
МБДОУ детский сад № 5 "Родничок" г.Ворсма

 Родителям будущего первоклассника

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Наш опрос
Как вы оцениваете наш детский сад?
Всего ответов: 132
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Задачи воспитания, обучения и развития детей  5 – 7 лет

     

    I. Сохранение здоровья и физическое воспитание детей в соответствии с закономерностями развития детей в данном возрасте, с учетом их индивидуальных особенностей (состояния здоровья, уровня физического развития, типа нервной системы и т.п.). Данная задача может и должна быть конкретизирована.

    II. Обеспечение зарождения предпосылок психологической готовности к школьному обучению.

    1. содействие всестороннему и целостному психическому, личностному развитию ребенка;

    2. обеспечение интеллектуального развития:

                2.1. содействие формированию системных знаний об окружающем мире: природе, обществе, предметах, о себе самом (установление элементарных связей и формирование на этой основе обобщенных представлений, способов действия в условиях наглядно-образного мышления);

    Детям шестого года жизни более доступны связи,  наглядные, связанные с их опытом. Это временные связи, в основе которых определенная последовательность фактов (прошел дождь – появились лужи). К шести годам возможно усвоение связей, отражающих соподчиненную зависимость. Например, между функцией, назначением предмета и внешними особенностями; между условиями жизни живого объекта и внешними особенностями. Детям семи лет доступны и причинно-следственные связи. Например,  влияние орудия труда на его эффективность.

                2.2. содействие освоению способов познания: слушать, задавать вопросы, отвечать, экспериментировать, использовать знаки (схемы, модели, символы), сенсорные способы познания;

    Например, слушать, наблюдать, отвечать на вопросы, действовать по простейшим наглядным образцам – на шестом году жизни. К шести годам и на седьмом году: более самостоятельно и по собственной инициативе наблюдать, использовать разные сенсорные способы познания, задавать вопросы, действовать по наглядному образцу и словесной инструкции, экспериментировать, использовать знаки (схемы, модели, символы).

                2.3. развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления:

       сенсорное развитие ребенка (освоение перцептивных действий, сенсорных эталонов, действий соотнесения признаков конкретных предметов с сенсорными эталонами; сенсорных свойств предметов одного типа между собой);

    Применительно к детям седьмого года жизни более самостоятельное, осмысленное сенсорное обследование конкретных предметов из группы типичных.

       побуждение детей к переносу усвоенных знаний, способов познания и действий в сходные ситуации, сходные условия;

       развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, элементарное обобщение;

                2.4. развитие символической функции, воображения, как фундамента развития основ теоретического мышления в начальной школе (В.В. Давыдов) в игре, изобразительной деятельности;

    У детей шестого года жизни – в основном в сюжетно-ролевой игре, в определенной степени в художественной деятельности.

                2.5. развитие внимания, памяти;

                2.6. развитие речи: монологической, диалогической, фонематического слуха;

                2.7. содействие развитию любознательности,  желания самому делать «открытия» (экспериментировать в поисках ответов - как основа развития познавательных интересов и потребностей в начальной школе);

    3. обеспечение эмоционально-волевого развития:

                3.1. содействие осознанному освоению детьми доступных правил поведения: среди людей (сверстников и взрослых), в природе, в мире предметов, во всех видах деятельности;

                3.2. воспитание умения слушать и слышать взрослых, сверстников;

                3.3. содействие развитию умения выполнять задание по зрительно-воспринимаемому образцу и на вербальном уровне (на шестом году жизни – поэтапно, на седьмом – на основе целостной инструкции);

                3.4. содействие развитию самостоятельных и инициативных действий, как основы последующей самостоятельности в разных видах деятельности (на седьмом году жизни на уровне самодеятельности);

                3.5. содействие развитию у ребенка субъектной позиции в специфических для дошкольника  видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, самообслуживании, как  разновидности трудовой деятельности. Ребенок семи лет как субъект деятельности действует на основе собственной мотивации, целеполагания; способен к элементарному  планированию, выполнению комплекса действий, контролю их и получению результата. При этом условии он сможет развиваться как субъект учебной деятельности в начальной школе. Однако, это уровень детей седьмого года жизни.

    У детей 5-6 лет возможны предпосылки развития субъектности:

    ·         от принятия мотивации к зарождению собственных мотивов;

    ·         от принятия и удержания цели, к собственному целеполаганию;

    ·         от фрагментарного к более детальному планированию;

    ·         от фрагментарного до полного контроля действий;

    ·         от действия с опорой на помощь взрослого до самостоятельных; от позиции субъекта отдельных действий к становлению самодеятельности;

    ·         от направленности на результат, до относительно объективной его оценки в зависимости от способов действия

                3.6. воспитание чувства удовлетворения от успешности деятельности, предотвращения ощущения беспомощности, побуждение к инициативному сотрудничеству со взрослым и сверстниками в преодолении трудностей при  достижении результата;

                3.7. развитие чувства уверенности в себе, открытости и доброжелательности, чувства безопасности, защищенности;

                3.8. содействие постепенному становлению объективной самооценки;

    4. обеспечение коммуникативного развития

                4.1. содействие становлению коммуникативных навыков  в разных видах деятельности;

    Для детей шестого года жизни особенно в ролевом и вне ролевом общении со сверстниками в условиях сюжетно-ролевых игр (выполнение ролей подчинения, соподчинения, лидерства).

                4.2. развитие способности общаться со сверстниками в коллективных формах деятельности, учиться быть доброжелательным, согласовывать свои действия с другими, радоваться общему результату;

    В семь лет особое внимание коллективному планированию, коллективному взаимодействию в исполнительской части совместно – распределенной деятельности, и анализу результатов в зависимости от успешности коллективной соорганизации деятельности.

                4.3. содействие становлению нравственно направленной личности, постепенному переходу от эгоцентризма к эмоциональной децентрации, а затем, интеллектуальной, то есть пониманию, что есть интересы, права и мнения других людей, которые надо учитывать в процессе взаимодействия с ними;

    Развитие эмпатии, основ эмоциональной децентрации - у детей шестого жизни, а у детей седьмого года жизни - эмоциональной и интеллектуальной.

                5. обеспечение мотивационной готовности (создание условий для появления предпосылок внутренней позиции школьника):

                5.1. воспитание интереса к окружающему миру, желания осмыслить заинтересовавшее его событие, явления, а затем отразить, смоделировать их в своей деятельности (игре, в художественной деятельности и т.д.) – в шесть лет. Это основы появления социальных мотивов (желание пойти в школу, заниматься более значимой социально признаваемой деятельностью) – в семь лет. Однако потребность в игре, как доступном способе познания и участия в жизни взрослых, постепенно исчезает к концу дошкольного возраста.

     

    Памятка для родителей будущего первоклассника

     Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

     

    Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.  Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

    Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

    На этапе подготовки:

    -        избегайте чрезмерных требований к ребенку;

    -        предоставляйте право на ошибку;

    -        не думайте за ребёнка;

    -        не перегружайте ребёнка;

    -        не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

    -        устраивайте ребенку маленькие праздники.

    Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

    1)Организуйте распорядок дня:

    стабильный режим дня;

    сбалансированное питание

    полноценный сон;

    прогулки на воздухе.

    2)Формируйте у ребенка умения общаться:

             обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

    3)Уделите особое внимание развитию произвольности:

    учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

    4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

    во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

     выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

    используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
             развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов4

    составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

    можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

    знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

    научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

    научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)

    научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

    Внимание! Ребенок 6-7 лет не может работать долго, 15-20 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 15-20 минут.

    5) Тренируйте руку ребенка:

    развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

     Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

    копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

     Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

     Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

     

     Счастливого пути по дорогам знаний!


    Эмоциональная поддержка первоклассника.


    1.  Ни в коем случае никогда не следует сравнивать его посредственные результаты с эталоном ( требованием школьной программы), с достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми (вспомните своё детство).

    2. Сравнивать ребёнка можно только с ним  самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Успех оценивайте искренне и без иронии.

    3.  Найдите такой вид деятельности, где он будет успешен (спорт, рисование,  конструирование, домашние дела),  ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что – то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

    4.  Родители должны терпеливо ждать  успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Показывайте ребёнку, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему.



    Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?

    Тест для родителей

     

    Цели: изучения мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.

     

    Уважаемые родители!

    Отметьте свои ответы. Если согласны с утверждением, поставь­те крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

     

    1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других.
    2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать детей.
    3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для ма­ленького ребенка.
    4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хоро­шо понимают детей.
    5. Ребенок спокойно учится только в том случае, если его мать —учительница.
    6. Трудно представить, что первоклассник может быстро на­учиться читать, писать, считать.
    7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
    8. Боюсь думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
    9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
    10. Мой ребенок ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
    11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо на­учить ребенка.
    12. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

     

    Обработка результатов

    Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

     

    1

    2

    3

    4

    5

    1/

    2/

    3/

    4/

    5/

    6/

    7/

    8/

    9/

    10/

    11/

    12/

     

     

     

     

    До 4 баллов — у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни ребенка.

    6—10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

    10 и более баллов — было бы неплохо посоветоваться с дет­ским психологом.

    другие анкеты для родителей...