Рекомендации родителям по обучению ребенка чтению.
В старшем дошкольном возрасте важно уделить особое внимание развитию речи ребенка. После того ка ребенок научиться складывать буквы и слоги, а слоги в слова, ребенку можно предложить прочесть коротенькие сказки по слогам для отработки навыков чтения.
Прежде чем начать читать сказку, поиграйте с ребенком в слоги, а слоги в слова, напишите несложные слова с этими слогами, пусть он потренируется, они подготовят его к чтению простых слов и предложений. Для большего эффекта вам поможет, ваше же творчество : придумайте и разыграйте вместе с малышом сценки с участием героев сказки. Предложите описать ребенку внешность и характер персонажей. Сочините вместе новое окончание сказки.
Рекомендации родителям:
Не просите читать ребенка длинные и сложные слова, пока не убедитесь в том, что он удерживает слоги в памяти и понимает смысл прочитанного
Как только ребенок научится без затруднения складывать слоги в слова, переходите к слитному чтению
Не заставляйте ребнка читать ,если он не хочет, чтение должно приносить только положительные эмоции
Длительность одного занятия не должно превышать 10 – 15 минут. Если вы видите ,что ребенок устал или потерял интерес к чтению, закончите занятие раньше
И самое важное ребенок должен удобно сидеть – следите за тем, чтобы ребенок держал спину ровно, его ноги имели хороший упор на пол
И следите за тем, чтобы свет падал с левой стороны, освещение должно быть достаточным для обучения к чтению. Эти меры помогут снизить нагрузку на глаза ребенка.
Правила при обучении чтению:
- Называйте буквы как звуки : не ЭМ , а М, не БЭ а Б, не ЭН, а Н
- Сначала познакомте малыша с буквами, наиболее удобными для сложения слогов. К ним относятся гласные и согласные.
- Начиная складывать звуки в слоги, избегайте побуквенного чтения. Приучайте сразу читать буквы слитно. Для этого тянем согласную и, не делая паузы, присоединяем гласную. Например: буквы М и А в слоге МА, читаем как М-М-МА
- Ребенку легче читать слоги в следующей последовательности :
- обратные слоги (АМ, ОС)
- прямые открытые (ПА, СУ)
- прямые закрытые слоги (САМ, ДОМ)
- слоги с двумя согласными подрят (ДВА, КТО)
- слоги с мягкими согласными (МИ, ПЕ, КИТ)
Советы родителям по обучению детей чтению
Ваш ребёнок уже совсем взрослый и скоро в его и вашей жизни произойдёт важное событие: ваш малыш пойдёт учиться в школу. Многие заботливые и любящие родители начинают думать о том, что неплохо бы научить ребёнка читать к началу учебного года. Хорошая мысль: малышу будет легче в начале обучения в школе, которое само по себе является большим стрессом для ребёнка. Второй «плюс» этого решения – начав обучение, можно ещё до школы выявить возможные проблемы при обучении письму и чтению и вовремя начать принимать меры.
Для того, чтобы определить последовательность букв, при ознакомлении с грамотой – приобретите букварь для дошкольников и следуйте указанной там последовательности при изучении букв. Таким образом, вы сможете знакомить ребёнка со звуком, буквой и сразу закреплять навык чтения изученной буквы.
Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:
v Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
v Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
v Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
v Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
v Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
v Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).
v Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
v Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
v Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
v Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
v Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ!!!
Зачастую родители не акцентируют внимание на разницу между ЗВУКОМ и БУКВОЙ.
Родители называют звук и букву так, как принято в русском алфавите «БЭ», ГЭ», «ША», «ЭФ» и т.д.
Как правильно:
Звук мы произносим, а буква – это обозначение звука на письме.
На начальном этапе обучения чтению мы называем буквы строго в соответствии с названием звука, т.е. «Б», «Г», «Ш», «Ф»
Основные этапы овладения умением читать:
1 этап – знакомство со звуком А
Давай вспомним, как плачет малыш: «А, а, а». Давай произнесём звук «А». Посмотри, как широко открывается рот, язык спокойно лежит во рту. Как ты думаешь, воздуху мешает что-то выходить? (нет) Правильно. А теперь давай попробуем этот звук выкрикнуть. Получается? Крикни громко. Крикни тихо. Запомни, звуки, во время произнесения которых воздух выходит свободно, без препятствий и который можно громко выкрикнуть называется гласным звуком.
2 этап – знакомство с буквой А
После того, как вы познакомили ребёнка со звуком, рассмотрели положение артикуляционного аппарата, при его произнесении, дали ему характеристику можно приступать к графическому образу звука – букве.
Мы произносим много разных звуков. А как же нам их записать? Для этого люди придумали специальные знаки – буквы. Давай познакомимся с буквой, обозначающей гласный звук А.
Посмотри, на что похожа буква «А»? (на ворота, или другое предположение ребёнка). Давай вместе проведём пальцем по букве. Смотри: палец вверх – длинная палочка, палец вниз – длинная палочка, проведём пальцем посередине слева направо – короткая палочка. Далее, для закрепления графического образа буквы можно предложить следующие задания:
«Выложи букву из счетных палочек, карандашей»
«Нарисуй пальцем букву на тарелке с манной крупой или песком»
«Выложи букву из пуговиц (фасоли, гороха)»
«Вырежи букву из бумаги»
«Обведи букву по контуру, раскрась, заштрихуй букву»
«Напечатай букву»
«Найди и обведи все буквы «А».
Каждый раз, когда малыш тем или иным способом изобразил изучаемую букву, спрашивайте его: «Какая буква у тебя получилась? Какой звук она обозначает? »
3 этап - чтение
После того, как ваш малыш достаточно хорошо усвоил графический образ буквы, необходимо научиться читать ее, затем слоги и слова с этой буквой в букваре. Как уже говорилось выше, необходимо приобрести букварь и придерживаться последовательности изучения букв, согласно последовательности в букваре.
4 этап – закрепление полученных знаний
Когда малыш познакомился со звуком и обозначающей его буквой, следует подвести итог.
• Давай вспомним, какую букву мы сегодня узнали? (А) Какой звук она обозначает? (гласный звук А). Как мы узнали, что звук «А» гласный?
В конце занятия обязательно похвалите малыша за усердие и внимание и поощрите его любым приемлемым для вас способом, чтобы у него остались положительные эмоции от проведенного урока!!!
Дидактические игры
- Дидактическая игра «Найди букву»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.
- Дидактическая игра «Найди картинку»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы.
- Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь])
Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.
- Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.
- Дидактическая игра «Посчитай слоги»
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.
- Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.
- Дидактическая игра «Подбери слог к картинке»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слоги, а справа – изображены предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с предметом, название которого начинается с этого слога.