Наличие оборудованных кабинетов, объектов для практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в т.ч. приспособленных для использования инвалидами и с лицами с ОВЗ.
Помещения МБДОУ оснащены необходимым оборудованием и мебелью. Важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы являются средства обучения и воспитания, которые оказывают большое влияние на все другие компоненты образовательной деятельности — цели, содержание, формы, методы.
Имеющиеся средства обучения и воспитания подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
Средства обучения и воспитания – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и воспитанников для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.26) в понятие «средства обучения и воспитания» входят «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности».
Средства обучения и воспитания выполняют информативную функцию об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности. Предметное содержание также определенным способом организовано в пространстве, что обеспечивает его активное использование детьми. Временные изменения предметного содержания и его пространственного размещения необходимы для стимулирования детской активности, учета происходящих в ребенке изменений, связанных с его ростом и развитием.
Средства обучения и воспитания предоставляют возможности для общения и целенаправленной, разнообразной деятельности детей как совместной взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников, как в рамках образовательной деятельности по освоению ОП, так и при проведении режимных моментов.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется по всем направлениям развития дошкольников, для организации всех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы, двигательная) с учетом принципа интеграции.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в ДОУ оборудован логопедический кабинет для индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми с ТНР, комната для подгрупповых занятий с детьми с ТНР. В группах комбинированной направленности, которые посещают воспитанники с ТНР, созданы центры речевого развития с необходимыми дидактическими пособиями, играми.
МБДОУ достаточно обеспечено учебно-методическими пособиями, что способствует реализации содержания Образовательной программы дошкольного образования ДОУ и Адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Книжный методический фонд постоянно пополняется вновь изданными пособиями. В библиотеке МБДОУ имеется 15 наименований подписных изданий, в т.ч. журналы «Логопед» и «Дошкольная педагогика», в которых представлены методические материалы по работе с инвалидами и с детьми с ОВЗ. Имеются электронные приложения к журналам «Обруч», «Справочник старшего воспитателя», «Справочник руководителя ДОУ».
В методическом кабинете создана небольшая библиотека художественной литературы для детей, есть произведения разных жанров для кратковременного и длительного чтения. Для реализации содержания образовательных областей имеются комплекты наглядного и раздаточного дидактического материала.
Функционал, оборудование помещений ДОУ и средства обучения, находящиеся в них представлены в таблице.
Вид помещения
Функционал помещения
Оснащение
Кабинет заведующей
Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским обслуживающим персоналом и родителями:
-создание благоприятного психо-эмоционального климата для работников и родителей;
-развитие профессионального уровня педагогов;
-просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей.
-Библиотека педагогической и управленческой литературы
-Демонстрационный раздаточный материал для занятий с детьми
-Иллюстративный материал
-Изделия народных промыслов
-Игрушки, муляжи, строительный материал
-Перспективные планы
-Компьютер, принтер, колонки, выход в интернет
-Нормативно-правовые документы
Музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя
Организация разных форм музыкальной деятельности:
-Занятия по музыкальному воспитания
-Индивидуальные занятия
-Тематические досуги
-Развлечения
-Театральные представления
-Праздники и утренники
Интеграция музыкальной деятельности с другими видами деятельности
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей
-Библиотека методической литературы, сборники нот
-Шкафы для используемых пособий, игрушек, атрибутов
-Музыкальный центр
-Ноутбук
-Проектор, экран, видеопрезентации, видеофильмы
-Телевизор
-Видеомагнитофон
-Пианино
-Разнообразные музыкальные инструменты для детей
-Подборка аудиокассет с музыкальными произведениями
-Проигрыватель с набором пластинок
-Детские стулья
-Музыкальные дидактические игры
Физкультурный зал и комната для спортивного оборудования и инвентаря
Организация разных форм двигательной деятельности:
-Физкультурные занятия
-Утренняя гимнанстика
-Физкультурные досуги и праздники.
-Интеграция двигательной деятельности с другими видами деятельности
-Спортивное оборудование для прыжков, лазания, метания
-Маты
-Музыкальный центр
-Ноутбук
-Спортивный инвентарь (мячи, обручи, палки и т.д.)
-Спортивный игровой набор для проведения эстафет
-Спортивные наборы из мягких модулей
-Тренажеры
Костюмерная
Развитие воображения, творчества, эмоциональное развитие
-Детские костюмы
-Взрослые костюмы
-Элементы костюмов
Групповые комнаты
Реализация содержания ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, двигательной, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятие художественной литературы
-Детская мебель в центрах активности
-Игровая мебель, Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
-Столы и стулья
-Природные объекты
-Конструкторы различных видов
-Головоломки, пазлы, мозаики, настольно-печатные игры
-Детская художественная и познавательная литература
-Различные виды театров
-Развивающие игры по математике и логике
-Материалы для художественной продуктивной деятельности
Спальное помещение
-Дневной сон -Отдых
-Гимнастика после сна
-Спальная мебель -Стол воспитателя
-Уголок уединения
Раздевальная комната
-Информационно-просветительская работа с родителями
-Раздевальные шкафы, банкетки.
-Стеллаж, стенды для демонстрации детских работ.
-Информационный уголок -Папки с детскими работами
-Наглядно-информационный материал для родителей
Коридоры ДОУ
-Информационно-просветительская работа с родителями и персоналом ДОУ
-Знакомство с детскими работами
-Информационные стенды
-Выставки детского творчества
Участки для прогулок
-Организация разных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, двигательной, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятие художественной литературы на прогулке
-Скамейки, столики, качели, беседки, песочницы
-Веранды
-Спортивные комплексы
-Выносной игровой материал
-Оборудование для сюжетных игр (домики, машины, корабли и т.д.)
-Клумбы
Медицинский кабинет, прививочный кабинет
-Медицинская помощь детям
-Профилактическая работа
-Консультативная работа с педагогами и родителями.