Суббота, 20.04.2024, 15:53
МБДОУ детский сад № 5 "Родничок" г.Ворсма

 Консультации старшего воспитателя.

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Как вы оцениваете наш детский сад?
Всего ответов: 143
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     

    Ознакомление дошкольников с природой летом.

    Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.

    Работа по ознакомлению дошкольников с летними явлениями природы, поддержание интереса к ней во многом зависят от планирования и четко продуманной организации эколого-педагогического процесса. Также воспитателю необходимо помнить, что дети дошкольного возраста активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опасность. Вот почему воспитателям так важно ознакомиться с теми растениями, которые растут вокруг детского сада. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, белена черная, болиголов пятнистый, паслен черный, собачья петрушка). Всем известный ландыш – одно из самых ядовитых растений, но вместе с тем это лекарственное растение.

    ----------------------------------------------------------------------------------------

     

    Ознакомление с признаками летнего сезона.

    Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, педагог знакомит их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы. Так в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, характерными для этого года времени явлениями, которые они могут наблюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одежды от погоды.

    В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и больше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдает за движением облаков и устанавливают простейшие связи: после дождя природа заметно оживает, воздух делается свежим  и т.д. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.

    Детей старшего дошкольного возраста воспитатель учит распознавать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, поведению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Для эмоционального освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что позволит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепенно в словарь дошкольников вводятся слова, характеризующие то или иное состояние погоды (знойный ветер, тихий ветерок, солнечная погода и т.д.). На основе знакомства с приметами дети учатся замечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды. Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, дошкольникам необходимо анализировать результаты наблюдений и фиксировать их в календаре погоды. На основе народных примет и пословиц может быть составлен народный календарь времен года (лета). Детям будет интересно узнать о том, что вся жизнь человека тесно связана с природой. Это отражает земледельческий календарь.

    Детей старшего дошкольного возраста подводят к пониманию того, в какое время года дни самые теплые и длинные. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это происходит в полдень.

    Чтобы дошкольники могли выявить причину сезонных изменений природы можно предложить модель «Продолжительность дня в разные сезоны». Установив связь этого явления с высотой солнца на небе,  дети смогут показать траекторию движения солнца в это время года на рисунках: оно поднимается высоко над горизонтом – увеличивается долгота дня. Прямые солнечные лучи больше всего отдают тепла земле – наступает лето. Т.о. дошкольников знакомят со сменяемостью времен года в зависимости от положения Земли относительно солнца, времени ее движения в течение года. Одновременно уточняются знания дошкольников о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для всего живого на Земле – растений и животных. При ознакомлении детей с Солнцем также можно использовать графическую модель «Кому нужно солнце», которая представляет собой изображение Солнца с отходящими от него лучами, указывающими на объекты живой природы, нуждающиеся в солнечном свете и тепле. С целью формирования знаний о причинах смены частей суток, сезонов можно провести игру «Почему наступает другой день (сезон)?», в которой бы отражались  действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Для закрепления знаний дети выполняют задание на листе, где схематически изображены Солнце и Земля. Дошкольникам предлагается закрасить синим цветом то полушарие Земли, на котором зима, а красным – на котором лето. Для обобщения полученных знаний можно провести беседу «Круглый год».

    На основе полученных знаний детей знакомят с состоянием различных групп растений (деревья, кустарники, травянистые растения) в разные периоды сезона и причинах этого состояния – степень удовлетворения потребностей растений в факторах среды. Потребности растений в разные времена года удовлетворяются в разной степени. С наибольшей полнотой это происходит летом. В процессе совместных наблюдений воспитатель продолжает расширять представления детей о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло. В начале лета следует обратить внимание ребят на цветущие кустарники – сирень, жасмин. В конце июня можно рассмотреть цветущую липу, обратить внимание на пряный аромат ее цветов, на то, как вьются и жужжат над ними пчелы, шмели, осы. С изменениями в неживой природе связаны изменения и в жизни животных. Приспособление их к среде обитания проявляется в смене образа жизни в разные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных условий и т.д. Педагог помогает дошкольникам установить связь между обилием тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех животных в летний период.

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     

    Рекомендации для воспитателей

    по организации детского досуга летом.

    (по материалам интернет-сайтов)

    Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

    Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

     Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?

     Игровые часы.

    Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как "Бояре" и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.

    При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа для педагогов.

    Музыкальные часы.

    Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те,которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальны игры и. Д.

    Кружки.

    Участие в работе кружка доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей и было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им вполне доступно).

    Выставки.

    Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в несколько этапов.

    На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке "Природа и фантазия" будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке "Вот оно какое лето к нам пришло!" - рисунки.

    Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.

    Оформление выставки.

    Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают "экскурсию", которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.

    Игры-путешествия.

    Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву:). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

    Творческие площадки.

    При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды - в зале) создаётся несколько "мастерских", в каждой их которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте лепят, в другом рисуют и т. д.

    Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья:). Там же находятся необходимые материалы. По возможности мастерскую лучше украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки.). Дети могут принять участие в любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то сможет попробовать себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничиться только одним.

    В организацию творческих площадок можно внести творческий элемент. К примеру, организуется площадка "Цветик-семицветик". Каждому ребёнку вручается кружок (серединка цветка), на котором написано его имя. Общее количество мастерских равняется семи, каждый ведущий имеет лепестки одного цвета. За участие в мастерской ребёнок получит лепесток, который прикрепит к своей "серединке". Задача детей - собрать как можно больше лепестков.

    Летние праздники.

    Настоящий клад для организатора летнего досуга детей - народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.

     

     

    Организация тематических дней в летний период.

    Планирование работы в летний период  можно строить на основе знаменательных дат, праздников. Соответственно этому в течение летних месяцев проводятся дни Нептуна, России, семьи, охраны окружающей среды и т.д. Такой подход способствует расширению кругозора детей, позволяет закрепить знания, полученные в процессе образовательной деятельности в течение года. Творчески работающий воспитатель может каждый день превратить в необычную, увлекательную игру, яркий праздник, который запомнится детям и их родителям.

     Праздники, памятные даты в летние месяцы  (источник: http://www.calend.ru)

     

     

    Народная энциклопедия.

     

    Пословицы и поговорки

     

    Народные приметы

    Июнь

    Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом за хлебом побежал.

    Июнь-скопидом мужику урожай копит.

    Пришел июнь – на рыбалку плюнь.

    Перестоялась трава -  не сено, а труха.

    В цвету трава – косить пора.

    Июль

    Июль – макушка лета.

    В июле на дворе пусто, да на поле густо.

    Июль – страдник.

    Июль – хоть разденься, а легче не будет.

    Не топор кормит мужика, а июльская работа.

    Август.

    У мужика в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

    В августе серпы греют, вода холодит.

    Овсы да льны в августе смотри.

    Август-разносол – всего много

    При закате облака колечками к дождю.

    Солнце в туман садится – к дождю.

    Месяц ясный – к суху.

    Чистые звезды зимой  - к холоду, а летом  - к ясной погоде.

    Чем зеленее радуга, тем больше  дождя.

    Высокая круглая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью.

    Радуга красная – погода ясная.

    Если радуга с утра, то не жди добра, а если к вечеру, то бояться нечего.

    Синие вечерние облака – к перемене погоды.

    Парит – перед дождем.

    Солнечный дождь скоро пройдет.

    Шумит дубравушка летом – к непогоде.

    Туман стоит над лесом – будет дождь, пойдут грибы.

    Если дождь крупным станет – скоро перестанет.

    Туман стелется по воде – к хорошей погоде.

    Одуванчики сжимают свои головки – к дождю.

    Ноготки просыпаются к полудню – быть грозе.

    Лошадь топает, бьет правой ногой – к ненастью.

    Птицы ощипываются – к дождю.

    Кошка крепко спит – к теплу.

    Птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев – к холодному лету.

     

     

     Консультация «Психолого-педагогические  условия восприятия художественной литературы дошкольниками»

    -----------------------------------------------------------------------

    Портфолио участников образовательного процесса.

     В условиях введения в действие новых ФГОС дошкольного образования предъявляются конкретные требования к качеству образовательного процесса.

    По утверждению Л.Г. Порошинской «…портфолио становится неотъемлемой частью системы оценки личных достижений наших детей и педагогических сотрудников, технологией, программирующей успех их личностного роста».

    «Портфолио» в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Архитекторы эпохи Возрождения свои работы в виде набросков, расчетов, чертежей и проектов представляли заказчикам в папке, которую называли «портфолио». Все, собранные в папке, документы, позволяли составить первое представление как о самом проекте, так и о профессиональных качествах их автора.

    Портфолио (от франц. Porter – излагать, формулировать,  нести и Folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

    Функции портфолио многогранны. Одновременно – это форма и процесс организации (технология) работы с материалами, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъективной позиции. Эти факторы определяют актуальность и значимость портфолио для обеспечения качества образования.

     

    В практике работы сложились разные виды портфолио: «Портфолио ДОУ», «Портфолио педагога», «Портфолио ребенка», «Портфолио семьи». 

    читать полностью...

     

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------