Задачи воспитания, обучения и развития детей 5 – 7 лет
II. Обеспечение зарождения предпосылок психологической готовности к школьному обучению.
1. содействие всестороннему и целостному психическому, личностному развитию ребенка;
2. обеспечение интеллектуального развития:
2.1. содействие формированию системных знаний об окружающем мире: природе, обществе, предметах, о себе самом (установление элементарных связей и формирование на этой основе обобщенных представлений, способов действия в условиях наглядно-образного мышления);
Детям шестого года жизни более доступны связи, наглядные, связанные с их опытом. Это временные связи, в основе которых определенная последовательность фактов (прошел дождь – появились лужи). К шести годам возможно усвоение связей, отражающих соподчиненную зависимость. Например, между функцией, назначением предмета и внешними особенностями; между условиями жизни живого объекта и внешними особенностями. Детям семи лет доступны и причинно-следственные связи. Например, влияние орудия труда на его эффективность.
2.2. содействие освоению способов познания: слушать, задавать вопросы, отвечать, экспериментировать, использовать знаки (схемы, модели, символы), сенсорные способы познания;
Например, слушать, наблюдать, отвечать на вопросы, действовать по простейшим наглядным образцам – на шестом году жизни. К шести годам и на седьмом году: более самостоятельно и по собственной инициативе наблюдать, использовать разные сенсорные способы познания, задавать вопросы, действовать по наглядному образцу и словесной инструкции, экспериментировать, использовать знаки (схемы, модели, символы).
2.3. развитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления:
— сенсорное развитие ребенка (освоение перцептивных действий, сенсорных эталонов, действий соотнесения признаков конкретных предметов с сенсорными эталонами; сенсорных свойств предметов одного типа между собой);
Применительно к детям седьмого года жизни более самостоятельное, осмысленное сенсорное обследование конкретных предметов из группы типичных.
— побуждение детей к переносу усвоенных знаний, способов познания и действий в сходные ситуации, сходные условия;
— развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, элементарное обобщение;
2.4. развитие символической функции, воображения, как фундамента развития основ теоретического мышления в начальной школе (В.В. Давыдов) в игре, изобразительной деятельности;
У детей шестого года жизни – в основном в сюжетно-ролевой игре, в определенной степени в художественной деятельности.
2.5. развитие внимания, памяти;
2.6. развитие речи: монологической, диалогической, фонематического слуха;
2.7. содействие развитию любознательности, желания самому делать «открытия» (экспериментировать в поисках ответов - как основа развития познавательных интересов и потребностей в начальной школе);
3. обеспечение эмоционально-волевого развития:
3.1. содействие осознанному освоению детьми доступных правил поведения: среди людей (сверстников и взрослых), в природе, в мире предметов, во всех видах деятельности;
3.2. воспитание умения слушать и слышать взрослых, сверстников;
3.3. содействие развитию умения выполнять задание по зрительно-воспринимаемому образцу и на вербальном уровне (на шестом году жизни – поэтапно, на седьмом – на основе целостной инструкции);
3.4. содействие развитию самостоятельных и инициативных действий, как основы последующей самостоятельности в разных видах деятельности (на седьмом году жизни на уровне самодеятельности);
3.5. содействие развитию у ребенка субъектной позиции в специфических для дошкольника видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, самообслуживании, как разновидности трудовой деятельности. Ребенок семи лет как субъект деятельности действует на основе собственной мотивации, целеполагания; способен к элементарному планированию, выполнению комплекса действий, контролю их и получению результата. При этом условии он сможет развиваться как субъект учебной деятельности в начальной школе. Однако, это уровень детей седьмого года жизни.
У детей 5-6 лет возможны предпосылки развития субъектности:
· от принятия мотивации к зарождению собственных мотивов;
· от принятия и удержания цели, к собственному целеполаганию;
· от фрагментарного к более детальному планированию;
· от фрагментарного до полного контроля действий;
· от действия с опорой на помощь взрослого до самостоятельных; от позиции субъекта отдельных действий к становлению самодеятельности;
· от направленности на результат, до относительно объективной его оценки в зависимости от способов действия
3.6. воспитание чувства удовлетворения от успешности деятельности, предотвращения ощущения беспомощности, побуждение к инициативному сотрудничеству со взрослым и сверстниками в преодолении трудностей при достижении результата;
3.7. развитие чувства уверенности в себе, открытости и доброжелательности, чувства безопасности, защищенности;
3.8. содействие постепенному становлению объективной самооценки;
4. обеспечение коммуникативного развития
4.1. содействие становлению коммуникативных навыков в разных видах деятельности;
Для детей шестого года жизни особенно в ролевом и вне ролевом общении со сверстниками в условиях сюжетно-ролевых игр (выполнение ролей подчинения, соподчинения, лидерства).
4.2. развитие способности общаться со сверстниками в коллективных формах деятельности, учиться быть доброжелательным, согласовывать свои действия с другими, радоваться общему результату;
В семь лет особое внимание коллективному планированию, коллективному взаимодействию в исполнительской части совместно – распределенной деятельности, и анализу результатов в зависимости от успешности коллективной соорганизации деятельности.
4.3. содействие становлению нравственно направленной личности, постепенному переходу от эгоцентризма к эмоциональной децентрации, а затем, интеллектуальной, то есть пониманию, что есть интересы, права и мнения других людей, которые надо учитывать в процессе взаимодействия с ними;
Развитие эмпатии, основ эмоциональной децентрации - у детей шестого жизни, а у детей седьмого года жизни - эмоциональной и интеллектуальной.
5. обеспечение мотивационной готовности (создание условий для появления предпосылок внутренней позиции школьника):
5.1. воспитание интереса к окружающему миру, желания осмыслить заинтересовавшее его событие, явления, а затем отразить, смоделировать их в своей деятельности (игре, в художественной деятельности и т.д.) – в шесть лет. Это основы появления социальных мотивов (желание пойти в школу, заниматься более значимой социально признаваемой деятельностью) – в семь лет. Однако потребность в игре, как доступном способе познания и участия в жизни взрослых, постепенно исчезает к концу дошкольного возраста.
Памятка для родителей будущего первоклассника
Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность. Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
На этапе подготовки:
- избегайте чрезмерных требований к ребенку;
- предоставляйте право на ошибку;
- не думайте за ребёнка;
- не перегружайте ребёнка;
- не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
- устраивайте ребенку маленькие праздники.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей
1)Организуйте распорядок дня:
стабильный режим дня;
сбалансированное питание
полноценный сон;
прогулки на воздухе.
2)Формируйте у ребенка умения общаться:
обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3)Уделите особое внимание развитию произвольности:
учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов4
составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Внимание! Ребенок 6-7 лет не может работать долго, 15-20 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 15-20 минут.
5) Тренируйте руку ребенка:
развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.
Счастливого пути по дорогам знаний!
Эмоциональная поддержка первоклассника.
1. Ни в коем случае никогда не следует сравнивать его посредственные результаты с эталоном ( требованием школьной программы), с достижениями других, более успешных учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребёнка с другими детьми (вспомните своё детство).
2. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Успех оценивайте искренне и без иронии.
3. Найдите такой вид деятельности, где он будет успешен (спорт, рисование, конструирование, домашние дела), ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что – то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
4. Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Показывайте ребёнку, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему.
Готовы ли Вы отдать своего ребенка в
школу?
Тест для родителей
Цели: изучения мнения родителей о готовности ребенка к
школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.
Уважаемые
родители!
Отметьте свои ответы. Если согласны с утверждением,
поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
- Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже
других.
- Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать
детей.
- На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка
для маленького ребенка.
- Трудно быть уверенным, что учителя младших
классов хорошо понимают детей.
- Ребенок спокойно учится только в том случае, если
его мать —учительница.
- Трудно представить, что первоклассник может
быстро научиться читать, писать, считать.
- Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не
способны дружить.
- Боюсь думать о том, как мой ребенок будет обходиться
без дневного сна.
- Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается
незнакомый взрослый человек.
- Мой ребенок ходит в детский сад и никогда не
расстается с матерью.
- Начальная школа, по-моему, редко способна
чему-либо научить ребенка.
- Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в
школу вместе!»
Обработка
результатов
Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом
столбце и какова общая сумма.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1/ |
2/ |
3/ |
4/ |
5/ |
6/ |
7/ |
8/ |
9/ |
10/ |
11/ |
12/ |
|
|
|
До 4 баллов — у вас есть все основания оптимистично
ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни
ребенка.
6—10 баллов — лучше подготовиться к возможным
трудностям заранее.
10 и более баллов — было бы неплохо посоветоваться с
детским психологом.
другие анкеты для родителей...